«МастАРТ» — галерея традиционного современного российского искусства | Основана в 2001 году

Азам Атаханов

«Удар волшебной кисти»

Место проведения Корпоративный университет банка «Открытие» «Вселенная открытий», г. Москва
Дата 25 февраля - 31 марта 2021
Поделиться

Экспозиция

Произведения

О выставке

Настоящее искусство – это всегда потрясение, экстаз, почти потеря сознания, но с одним отличием: увиденное приводит зрителя в чувство.

Искусство мирское придаётся человеческим страстям и эмоциям, но, если оно обращено к высшим силам, то не терпит суеты. Живопись Азама Атаханова основательна, нравственна и духовна. Его полотна отражают внутренний свет их создателя и несут в мир радость. Эта сила настолько мощна, что влияет на наши мысли – они становятся чище и возвышенней.

Друг художника Виктор Калинин, тоже живописец, так сформулировал суть творчества Атаханова: «Картины Азама – как заклинания от всего негативного, злого, как защита добра всем арсеналом средств, которыми располагает художник - и цветом, и пластикой, и ритмом, чтобы в конечном счёте воссоздать на холстах гармонию, столь необходимую людям».

Удар волшебной кисти Азама Атаханова через магическое сочетание цветов вводит нас в пульсирующие бытие картины, заставляет двигаться в ней, становиться её частью, погружаться в запредельное и вечное. Чувство цвета у Атаханова подобно идеальному слуху в музыке – как композитор подбирает ноты, так художник составляет особенную палитру для каждого полотна.

Но доставлять радость созерцания не главное для Азама, по сути своего искусства он – посредник между нашим миром и измерением невидимых, вневременных ценностей и сущностей мироздания. Его главная тема – это человек у своих истоков, в родовом доме, идеальный мир, райский сад, нечто, к чему стремится душа.

Природа творчества Атаханова уходит корнями в декоративность традиционного искусства Средней Азии, гармонию итальянского Возрождения и образную систему русского авангарда. Роскошные по симфоническому звучанию, драматичные краски его произведений открывают перед нами восточную душу художника. Они сплетаются как причудливо вытканный ковёр, в котором все детали и элементы – части целого, а целое – это гимн красоте из глубины веков. В роду художника были суфийские философы, богословы, духовные учителя.

Сейчас Атаханов живёт и работает в Москве, но каждое лето едет в Лучоб – горный кишлак, к родной земле, к вечному и неизменному течению жизни, где есть патриархальность уклада, где человек живёт в согласии с собой и природой, где во всём ощутимы красота и гармония бытия. Самоотречённость в любовании родным краем доходит у него до восхищения перед изображаемым предметом.

Азам начал рисовать очень рано, в 9 лет он оказался в мастерской своего первого наставника Ахмата Умарова, привившего ему интерес к живописи. Позже, поступив в Художественное училище Душанбе, он получил уроки большого искусства – русского космизма и авангарда. Мастера первого русского авангарда – Гончарова, Фальк, Древин, Крымов – видели могучую первобытную энергию в человеческой фигуре, дереве, камне. У них было особое отношение к Востоку как к важнейшей опоре самобытности русской культуры, ее отличия от западноевропейской. Наталия Гончарова говорила: «В начале своего пути я более всего училась у современных французов. Они открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него – великую ценность искусства восточного». Когда под натиском империи был сметён авангард в столицах, он нашёл пристанище в тихом Душанбе.

В студенческие годы Азам Атаханов побывал на персональной выставке Порфирия Фальбова, ученика Роберта Фалька. Одухотворённость работ Фальбова, репрессированного в 1930 году, потрясла начинающего живописца. Азама захватила идея создания нового станкового искусства Средней Азии, течения, получившего название «туркестанский авангард». Он чувствовал себя наследником мастеров 1920-х в современном мире. Мы видим на его картинах величественные фигуры восточных мужчин и женщин, которые перекликаются с крестьянами Гончаровой и планетарными среднерусскими пейзажами Фалька и Крымова.

Закономерно, что творческий путь привёл Атаханова в Москву, в Строгановский институт. И именно в России он сложился как художник. А затем дорога жизни повела в другой мир – в Западную Европу, где новым маяком Азаму стало искусство итальянского Возрождения.

В произведениях эпохи Ренессанса главное действующее лицо – человек, и это очень созвучно творчеству Атаханова. В его монументальных композициях люди стоят, шествуют, молятся, ведут неторопливую беседу. Будничные сцены приобретают ритуальный смысл и значение символа. Богатые по тону полотна наполняются внутренним светом и всполохами драгоценного огня, переливающегося всеми цветами радуги. Плоскостное построение картин придает им характер настенной живописи. Произведения Атаханова монументальны, но в то же время изысканно-декоративны и нежно лиричны. В них есть тайна и недосказанность живописи раннего Возрождения, целомудренность и чистота фресок Джотто, Мантеньи, Пьеро делла Франчески, слияние внешнего спокойствия и внутренней энергии.

Три родины художника – три истока. Восток, Россия, Европа. Голос гор и голос русского космизма, голос Венеции, Флоренции и голос авангарда – это полифония целостной картины мира. Эти три мощные ключа дают возможность Азаму Атаханову говорить языком живописи о глубоких темах мироздания, не боясь поставленной задачи, позволяют стирать всё мимолётное, ибо едина суть всего сущего в Париже, Москве, Венеции, Душанбе. Планета везде разная, но замысел един. Через своё творчество художник объясняет нам эту истину.