Экспозиция
Произведения
О выставке
«Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними; иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят»(с) Н.В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»
Сергей Базилев родился в Киеве в семье художника. Его детство и юность прошли в свободные 1960-е. Республиканская средняя художественная школа, семья определили дальнейший путь - Киевский государственный художественный институт. Сергей попал в мастерскую Татьяны Яблонской, народного художника СССР, лауреата Государственных и национальных премий. В этой мастерской царила удивительная атмосфера. Татьяна Яблонская была не только талантливым мастером, она обладала свободным художественным мышлением и гражданской позицией. Творческий поиск и высокий профессионализм - эти два принципа были ключевыми в работе с учениками.
В 1971 году, на первом курсе, Базилев определил стиль, которому он будет следовать как художник - гиперреализм. Работа в мастерской была направлена на поиск символической выразительности цвета. Вероятно, в этом истоки яркой, звучной цветовой палитры Сергея Базилева, одного из лучших студентов Яблонской, которому она доверила руководство мастерской, после своего ухода из Киевского художественного Института.
В начале 1980-х художник, преподавший в родном институте, но также, как и его учитель, не вписывавшийся в рамки, установленные партократами, был вынужден переехать в Москву. В жизни и творчестве Базилева начался новый этап. Он вступил в группу «Шесть» - объединение шести художников-гиперреалистов, каждый из которых был незаурядной творческой личностью. В своей живописи участники группы исследовали ключевые проблемы гиперреализма. Группа просуществовала 7 лет, и это был плодотворный период для Сергея Базилева.
Гиперреализм как направление всегда отзывался на актуальную политическую обстановку. В 1970-е, 1980-е это были события холодной войны, а сегодня Базилев обращается к событиям, которые происходят на его малой и большой Родине - России и Украине. Картины, представленные на выставке в галерее, наполнены глубоким философским смыслом, мощной энергией и социальным предвидением.
Одна из ключевых картин экспозиции - «Городки» - реплика написанной Базилевым в 1983 году «Однажды на дороге». То полотно, икона творческой группы «Шесть», было создано по мотивам крымских путешествий и писалось со слайдов, сделанных во время поездки. Группа стильно одетых молодых людей кажется подозрительно современной. Камера застала их врасплох где-то на южном берегу Крыма. Между друзьями разыгрывается активный диалог. Но отличительная особенность гиперреализма - подчеркнутая нейтральность, поэтому сцену можно воспринимать и как дружескую беседу, и как напряжённый момент спора, и как начало конфликта.
Между картинами «Городки» и «Однажды на дороге» существуют значительные различия: в количестве персонажей, пространстве, характере освещения, но композиция и общее настроение идентичны. Внутри группы нет общего центра, герои не расположены к диалогу со зрителем, они не обращают на него внимания, не замечают. Более того, художник фокусирует зрение где-то на груди - этот прием участники группы «Шесть» специально применяли при съёмке слайдов. Он позволяет создать отстранённое изображение, как бы максимально отказаться от субъективного взгляда на реальность.
В «Городках» можно узнать трёх героев: крайний слева - сам автор, в центре - Николай Васильевич Гоголь, а справа - близкий друг Сергея Базилева, известный московский художник Владимир Брайнин. Как отмечали современники, в Гоголе всегда присутствовало сложное переплетение двух культур, и это делало его фигуру центром межнациональных споров. В сумеречном, драматичном пространстве картины как бы зафиксированы два плана - настоящее и прошедшее, реальность и вторая реальность, состояние расщеплённого сознания, двойного существования в человеческом и официально-политическом поле.
«Ника Самофракийская», богиня Победы, изображённая на фоне керамической плитки - элемента декора, заполнявшего в недавнем прошлом все общественные пространства, отсылает нас одновременно и к вечному, античному, и к обломкам советской истории.
Ещё одна, отмеченная художником в картине «Рай», примета времени – витиеватое ограждение, забор. Оставляющий странные ощущения запрета, несвободы, он ограждает не только территории, но уже и пространства свободного человеческого существования.
В «Аллее героев» мы видим катастрофу: герой охвачен пламенем и горением, но это метафорическое пламя - непонимания и ужаса от разобщенности людей, цинизма происходящего.
Выставки художника
Выставка Базилева, основоположника гиперреализма в России, отсылает нас к мотивам творчества Федерико Феллини. «Амаркорд» на одном из итальянских диалектов означает «я вспоминаю». Потребность окунуться в мир своего детства, поднявшись на вершину мастерства, объединяет двух мастеров - кинематографа и живописи.
Новая экспозиция демонстрирует выдающихся современных авторов - Олега Закоморного, Людмилу Попенко, Сергея Базилева, Гарри Гордона, Евгения Лушпина, Юрия Орлова, чьи работы посвящены интуитивным поискам постижения действительности.
К открытию 32 театрального сезона в фойе-галерее «Геликон - Оперы» открывается выставка Сергея Базилева.
Во флагманском офисе банка «Открытие» представлена новая экспозиция живописи и скульптуры.