Эта камерная выставка могла бы легко затеряться в творческой биографии Георгия Франгуляна, автора памятников Булату Окуджаве, Иосифу Бродскому, императрице Елизавете Петровне, президенту Борису Ельцину и многим другим, тем более, что никаких громких имен в бронзе и мраморе на этот раз нет. Здесь Франгулян вообще предлагает забыть о произведениях как таковых. Экспонатами, по словам автора, выступают не сами скульптуры, а пустота, воздух, пространство вокруг них. Это попытка осмыслить природу скульптуры через ее отрицание.
«Что такое скульптура? – задается вопросом скульптор. – Это не фигурки собачек, людей, которые сидят в тех или иных позах, что, кстати, можно часто увидеть в наших памятниках, которые ничего кроме этого в себе не несут. Задача скульптуры – организовать пространство, это очень важно. Что вокруг построено, каким образом улицы выходят, допустим, на площадь… учитывая буквально все детали, включая ручку на двери».
Экспериментальный характер выставки подчеркивает и разнообразие представленных жанров. Здесь, можно сказать, весь Франгулян: мраморная и бронзовая скульптура, авторское так называемое тонкое литье, графика, живопись. Все вместе, говорит автор, это один метафизический экспонат под названием «жизнь, отданная искусству».
«Ты должен идти к определенной цели, к некой вершине, которая никогда не достижима, но приблизиться к ней можно, и кто насколько подойдет к ней – вот от этого зависит ценность художника», – считает Георгий Франгулян.
В настоящее время такой вершиной для скульптора является Большой Кавказский хребет.
«Эта серия работ «Скалы», которая предназначена для Олимпиады в Сочи, – рассказывает скульптор. – Это одна из этих работ. И они символизируют именно скалы, Большой Кавказский хребет, вокруг которого все происходит. Просто я несколько скал «спускаю» вниз, в Имеретинскую низменность, к стадионам. И с гор «спускаю» эти объемы вниз».
Георгий Франгулян продемонстрировал фрагмент деревянной скульптуры – одну седьмую часть бронзового проекта, который будет готов к открытию зимней Олимпиады 2014 года. Его установят в Сочи, и он станет доминантой Парка скульптур. Где разместятся ещё 65 работ 48 современных скульпторов, выигравших всероссийский конкурс.